Оглавление 1. Целевой раздел. Пояснительная записка. 1.1. Цели и задачи программы 1.2. Принципы подходы построения и реализации программы 1.3. Значимые характеристики для разработки и реализации программы 1.4. Планируемые результаты программы 1.5. Качества образования 2. Содержательный раздел 2.1. Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребёнка 2.2. Вариативные формы,способы ,методы реализации программы в образовательной деятельности 2.3. Способы и направления детской инициативы 2.4. Календарно тематическое планирование 2.5. Работа с семьями воспитанников 3. Организационный раздел 3.1. Примерный список детских книг с иллюстрациями известных художников 1. Целевой раздел. Пояснительная записка. Изобразительное творчество – специфическая детская активность, направленная на эстетическое освоение мира посредством изобразительного искусства. Образы детского изобразительного творчества рассматриваются как художественные, если в них находят отражение жизненные обобщения. Специфика формирования эстетического обобщения формируется в первую очередь способами восприятия мира ребенком и обуславливается особенностями его внутреннего мира – такими, как повышенная эмоциональная отзывчивость, синкретичность мировосприятия, острота видения, глубина художественных впечатлений, обусловленная их первичностью и новизной, яркость и красочность воспринимаемых и создаваемых образов, стремление к экспериментированию при эстетическом освоении мира. Становление художественного образа у детей – дошкольников происходит на основе практического интереса в развивающей деятельности. Художественный образ лежит в основе передаваемого детям эстетического опыта и является центральным связующим понятием в системе эстетического воспитания. Овладение техникой при этом понимается не только как основа возникновения образа, но и средство обобщения ребенком своего представления о том или ином эстетическом объекте и способов передачи обобщений о нем в конкретном продукте (рисунке, коллаже). Новизна данной программы заключается в том, что занятия и игры соответствуют тематическому планированию детского сада, и рассматривает художественное – эстетическое развитие детей. Актуальность проблемы качества дошкольного образования возрастает с каждым днем. Перед работниками дошкольных образовательных учреждений стоит непростая задача – построить свою работу так, чтобы она не только соответствовала запросам общества, но и обеспечивала сохранение самоценности, неповторимости дошкольного периода детства. 1.1. Цель и задачи программы. Цель – формирование у детей раннего и дошкольного возраста эстетического отношения и художественно – творческих способностей в изобразительной деятельности. Основные задачи: 1. Развитие эстетического восприятия художественных образов (в произведениях искусства) и предметов (явлений) окружающего мира как эстетических объектов. 2. Создание условий для свободного экспериментирования с художественными материалами и инструментами. 3. Ознакомление с универсальным «языком» искусства – средствами художественнообразной выразительности. 4. Амплификация (обогащение) индивидуального художественно-эстетического опыта: «осмысленное чтение» — распредмечивание и опредмечивание художественноэстетических объектов с помощью воображения; интерпретация художественного образа и содержания, заключенного в художественную форму. 5. Развитие художественно-творческих способностей в продуктивных видах детской деятельности. 6. Воспитание художественного вкуса и чувства гармонии. 7. Создание условий для многоаспектной и увлекательной активности детей в художественно – эстетическом освоении окружающего мира. 8. Формирование эстетической картины мира и основных элементов 1.2. Принципы и подходы построения и реализации программы. Дидактические принципы построения и реализации Программы «Цветные ладошки»: Общепедагогические принципы, обусловлены единством учебно-воспитательного процесса: Принцип культуросообразности Принцип сезонности Принцип систематичности и последовательности Принцип цикличности Принцип оптимизации и гуманизации учебно-воспитательного процесса Принцип развивающего характера Принцип природосообразности Принцип интереса Специфические принципы, обусловленные особенностями художественно-эстетической деятельности: Принцип культурного обогащения Принцип взаимосвязи продуктивной деятельности с другими видами детской деятельности Принцип интеграции различных видов изобразительного искусства и художественной деятельности Принцип эстетического ориентира на общечеловеческие ценности Принцип обогащения сенсорно-чувствительного опыта Принцип организации тематического пространства Принцип взаимосвязи обобщенных представлений и обобщенных способов действий, направленных на создание выразительного художественного образа Принцип естественной радости В программе художественного воспитания дошкольников «Цветные ладошки» сформулированы педагогические условия, необходимые для эффективного художественного развития детей дошкольного возраста, а именно: 1. формирование эстетического отношения и художественных способностей в активной творческой деятельности детей 2. создание развивающей среды для занятий по рисованию, лепке, аппликации, и самостоятельного детского творчества 3. ознакомление детей с основами изобразительного и народного декоративноприкладного искусства. Модель эстетического отношения включает три ведущих компонента, каждый из которых, в свою очередь, является многосторонним явлением: 1. Способность эмоционального переживания 2. Способность к активному усвоению художественного опыта (эстетической апперцепции, к самостоятельной творческой деятельности), к саморазвитию и экспериментированию (поисковым действиям). 3. Специфические художественные и творческие способности (восприятие, исполнительство, творчество) Интеграция разных видов изобразительного искусства и художественной деятельности детей на основе принципа взаимосвязи обобщенных представлений (интеллектуальный компонент) и обобщенных способов действий (операциональный компонент) обеспечивает оптимальные условия для полноценного развития художественноэстетических способностей детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными возможностями. Авторская программа включает систематизированный комплекс учебно-методических изданий и современного наглядного материала (демонстрационного и раздаточного). 1.3. Значимые характеристики для разработки и реализации Программы. Группу «Солнышко» (первая младшая) посещают 6 девочек и 8 мальчиков, наблюдая за детьми, мы сделали вывод, что большинство детей любят рисовать, раскрашивать картинки. На родительском собрании приоритетным пожеланием родителей было, уделять больше внимания детей на творческое развитие. В связи с этим было решено выбрать художественно-эстетическое направление в работе с детьми и разработать программу по рисованию с целью углубления знаний и умений детей применять в рисовании нетрадиционные техники. За основу была взята программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет Лыковой И.А. В данной Программе новизна обстановки, необычное начало работы, красивые и разнообразные материалы, интересные для детей не повторяющиеся задания, живость и непосредственность восприятия и деятельность. Программа позволяет незаметно осваивать секреты художественного мастерства не по схеме «взрослый учит ребенок учится», а в интересной, увлекательной общей деятельности. Взаимоотношения детей обусловлены нормами и правилами. В результате целенаправленного воздействия они могут усвоить относительно большое количество норм, которые выступают основанием для оценки собственных действий и действий других детей. 1.4. Планируемые результаты. К трем годам изображает отдельные предметы, простые по композиции и незамысловатые по содержанию сюжеты. Подбирает цвета, соответствующие изображаемым предметам. Правильно пользуется карандашами, фломастерами, кистью и красками. К четырем годам изображает предметы путем создания отчетливых форм, подбора цвета, аккуратного закрашивания, использования разных материалов. Передаёт несложный сюжет, объединяя в рисунке несколько предметов. Выделяет выразительные средства дымковской и филимоновской игрушки. Украшает силуэты игрушек элементами дымковской и филимоновской росписи. Для каждого возраста издан отдельный сборник «Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты, занятия, методические рекомендации», включающие примерное планирование занятий по рисованию лепке и аппликации на учебный год и конкретные разработки занятий с иллюстрациями, представляющими варианты образов и композиций, а также основные способы и приемы создания выразительного образа. Программа комплексно направлена на практическое воплощение новых идей и подходов, связанных с интеграцией разных видов изобразительных искусств и художественной деятельности детей разного возраста, придания, ей развивающего и творческого характера. Все занятия программы взаимосвязаны и направлены на постепенное освоение детьми разных художественных материалов и способов взаимодействия с ними в игровой, увлекательной форме. Большая часть занятий выстроена в форме увлекательного сотворчества детей с педагогом и друг другом. В непосредственно – образовательной деятельности дети: приобретают способность творчески реализовывать свои замыслы; развивают творческое воображение, чувство цвета и композиции; приобретают умения и навыки свободно экспериментировать с художественными материалами; получают навыки создания художественных образов; знакомятся с приемами создания декоративной композиции. В процессе занятий у детей развиваются усидчивость, мелкая моторика рук, воображение, художественный вкус. Формы работы: организованная образовательная деятельность, беседы, игры, выставки, фотоколлажи. Нетрадиционные техники: Тычок жесткой полусухой кистью. Рисование пальчиками. Рисование ладошкой. Оттиск поролоном. Оттиск пенопластом. Оттиск смятой бумагой. Восковые мелки и акварель. Свеча и акварель. Кляксография. Кляксография с трубочкой. Отпечатки листьев. Организация занятий. Одно занятие в неделю в первой половине дня в соответствии с утвержденной сеткой организованной образовательной деятельности. Материал: – гуашь; – восковые и масляные мелки, свеча; – ватные палочки; – поролоновые печатки; – коктельные трубочки; – матерчатые салфетки; – стаканы для воды; – подставки под кисти; – кисти. Ожидаемый результат работы Организация ежемесячных выставок детских работ для родителей. Изобразительное искусство располагает многообразием материалов и техник. Зачастую ребенку недостаточно привычных, традиционных способов и средств, чтобы выразить свои фантазии. Нетрадиционные методики очень привлекательны для детей, так как они открывают большие возможности выражения собственных фантазий, желаний и самовыражению в целом. 1.5. Оценивание качества образования. В соответствии с пунктом 3.2.3. ФГОС ДО, а также комментарием Минобрнауки РФ к ФГОС ДО в рамках реализации образовательной программы педагоги учреждения обязаны анализировать индивидуальное развитие воспитанников в форме педагогической диагностики для: ► Индивидуализации образования, которая предполагает поддержку ребенка, построении его индивидуальной траектории, а также включающая при необходимости коррекцию развития воспитанников в условиях профессиональной компетенции педагогов; ► Оптимизация работы с группой детей. Педагогическая диагностика (Казакова Т.Г.) проводится воспитателями в виде мониторинга, что предполагает непрерывный процесс наблюдения, анализ продуктов детской деятельности, а также учета критериев и показателей по образовательным областям. Преимущественно используется метод систематического включенного наблюдения. Итоговая педагогическая диагностика проводится в мае и заключается в обобщении, сравнении, сопоставлении данных, полученных в результате первичной и итоговой диагностики. По результатам педагогической диагностики проводится проектирование образовательного процесса. 2. Содержательный раздел. 2.1. Содержание психолого-педагогической работы с детьми дошкольного возраста по образовательной области «Художественно – эстетическое развитие» (рисование). 1 Младшая группа (2-3 года) Предлагать детям передавать в рисунках красоту окружающих предметов и природы (голубое небо с белыми облаками; кружащиеся на ветру и падающие на землю разноцветные листья; снежинки и т. п.). Учить правильно держать карандаш, фломастер, кисть, не напрягая мышц и не сжимая сильно пальцы; добиваться свободного движения руки с карандашом и кистью во время рисования. Учить набирать краску на кисть: аккуратно обмакивать ее всем ворсом в баночку с краской, снимать лишнюю краску о край баночки легким прикосновением ворса, хорошо промывать кисть, прежде чем набрать краску другого цвета. Приучать осушать промытую кисть о мягкую тряпочку или бумажную салфетку. Закреплять знание названий цветов (красный, синий, зеленый, желтый, белый, черный), познакомить с оттенками (розовый, голубой, серый). Обращать внимание детей на подбор цвета, соответствующего изображаемому предмету. Приобщать детей к декоративной деятельности: учить украшать дымковскими узорами силуэты игрушек, вырезанных воспитателем (птичка, козлик, конь и др.), и разных предметов (блюдечко, рукавички). Учить ритмичному нанесению линий, штрихов, пятен, мазков (опадают с деревьев листочки, идет дождь, «снег, снег кружится, белая вся улица», «дождик, дождик, кап, кап, кап...»). Учить изображать простые предметы, рисовать прямые линии (короткие, длинные) в разных направлениях, перекрещивать их (полоски, ленточки, дорожки, заборчик, клетчатый платочек и др.). Подводить детей к изображению предметов разной формы (округлая, прямоугольная) и предметов, состоящих из комбинаций разных форм и линий (неваляшка, снеговик, цыпленок, тележка, вагончик и др.). Формировать умение создавать несложные сюжетные композиции, повторяя изображение одного предмета (елочки на нашем участке, неваляшки гуляют) или изображая разнообразные предметы, насекомых и т. п. (в траве ползают жучки и червячки; колобок катится по дорожке и др.). Учить располагать изображения по всему листу. В первой младшей группе ставятся и реализуются следующие задачи: ► Формировать способы зрительного и тактильного обследования различных объектов для обогащения и уточнения восприятия особенностей их формы, пропорций, цвета, фактуры. ► Знакомить детей с народной игрушкой (филимоновской, дымковской, семёновской, богородской) для обогащения зрительных впечатлений и показа условно-обобщённой трактовки художественных образов. Проводить мини-спектакли с участием народных игрушек для создания у детей праздничного настроения ► Учить детей находить связь между предметами и явлениями окружающего мира и их изображениями в рисунке, лепке, аппликации. Учить «входить в образ». ► Знакомить с книжной графикой на примере творчества известных мастеров детской книги - Васнецова Ю., Дубинчик Т., Елисеева А., Конашевича В., Лебедева В., Рачева Е., Репкина П. ► Организовывать наблюдения в природе и уголке живой природы для уточнения представлений детей о внешнем виде растений и животных, а также для обогащения и уточнения зрительных впечатлений («Золотой листопад», «Листочки танцуют», «Снежные дорожки», «Пушистые облака», «Тяжёлые тучи», «Весёлый дождик», «Грустный дождь», «Кошка умывается», «Воробьи купаются в лужах» и т.д.). ► Учить детей видеть цельный художественный образ в единстве изобразительновыразительных средств колористической, композиционной и смысловой трактовки (обучение анализу не должно опережать формирование умения воспринимать художественный объект нерасчленённо, в гармоничном единстве всех составляющих компонентов). ► Создавать условия для самостоятельного освоения детьми способов и приёмов изображения знакомых предметов на основе доступных средств художественно-образной выразительности (цвет, пятно, линия, форма, ритм, динамика) в их единстве. ► Побуждать детей самостоятельно выбирать способы изображения при создании выразительных образов, используя для этого освоенные технические приемы; развивать восприятие детей, формировать представление о предметах и явлениях окружающей действительности, создавать условия для их активного познания и на этой основе учить детей. ►Интегрировать виды изобразительной деятельности в разных вариантах и их сочетаниях между собой. В разных видах изобразительной деятельности решаются конкретные задачи, обусловленные возрастом. В лепке – показать детям разнообразие пластических материалов (глина, пластилин, соленое тесто, влажный песок, бумажная масса для папье-маше), познакомить с их свойствами (пластичность, вязкость, вес, цельность массы, в отличии от рассыпчатого песка или сухой манки), возможностями своего воздействия на материал и на этой основе учить детей: ►Видеть основные формы предметов, выделять их яркие и наиболее характерные признаки. ►Синхронизировать работу обеих рук; координировать работу глаз и рук. ►Создавать простейшие формы (шар и цилиндр) и видоизменять их – преобразовывать в иные формы (шар сплющивать в диск, цилиндр замыкать в кольцо), создавая при этом выразительные образы ( мячики, яблоки, печенье, пряники, конфеты, бублики, баранки). ►Учить лепить пальцами ( не только ладонями) – соединять детали, не прижимая, а тщательно примазывая их друг к другу; защипывать край формы; вытягивать или оттягивать небольшое количество пластического материала для формирования деталей ( хвостиков, крылышек, клювиков). ►Создавать оригинальные образы из 2-3 деталей, передавая пропорции и взаимное размещение частей, правильно соединяя и аккуратно скрепляя детали (грибок, неваляшка, птенчик в гнездышке). В рисовании – развивать восприятие детей, формировать представление о предметах и явлениях окружающей действительности, создавать условия для их активного познания и на этой основе учить детей: ►отображать свои представления и впечатления об окружающем мире доступными графическими и живописными средствами; ► сопровождать движения карандаша или кисти словами, игровыми действиями (например: «Дождик, чаще - кап-кап-кап!», «Бегут ножки по дорожке - топ-топ-топ!»); ► продолжать учить рисовать карандашами и фломастерами - проводить линии (вертикальные, горизонтальные, волнистые, кривые) и замыкать их в формы (округлые и прямоугольные), создавая тем самым выразительные образы; ► продолжать знакомить детей с красками и формировать навыки рисования кистью (аккуратно смачивать и промывать, набирать краску на ворс, вести кисть по ворсу, проводить линии, рисовать и раскрашивать замкнутые формы); учить создавать одно-, двухи многоцветные выразительные образы; ► переводить детей от рисования-подражания к самостоятельному творчеству. В аппликации – знакомить детей с бумагой как с художественным материалом, создавать условия для экспериментального освоения ее свойств и способов своего воздействия на бумагу (легкая, тонкая, цветная, красивая, яркая, сминается, рвется, разрезается, приклеивается) и на этой основе учить детей: ►Создавать из кусочков рваной и комков мятой бумаги выразительные образы (цыплята на лугу, цветы в букете, пушистые тучки, жучки-паучки на листочках и т.д.) ►Раскладывать и приклеивать вырезанные воспитателем формы, создавая при этом выразительные. 2.2. Вариативные формы, образовательной деятельности. способы, методы реализации Программы в Методы: ► метод пробуждения ярких эстетических эмоций и переживаний с целью овладения даром сопереживания; ► метод побуждения к сопереживанию, эмоциональной отзывчивости на прекрасное в окружающем мире; ► метод эстетического убеждения (По мысли А.В. Бакушинского «Форма, колорит, линия, масса и пространство, фактура должны убеждать собою непосредственно, должны быть самоценны, как чистый эстетический факт».); ► метод сенсорного насыщения (без сенсорной основы немыслимо приобщение детей к художественной культуре); ► метод эстетического выбора («убеждения красотой»), направленный на формирование эстетического вкуса; ► метод разнообразной художественной практики; ► метод сотворчества (с педагогом, народным мастером, художником, сверстниками); ►метод нетривиальных (необыденных) творческих ситуаций, пробуждающих интерес к художественной деятельности; ► метод эвристических и поисковых ситуаций; ►словесный метод; ►наглядный метод; ►репродуктивный метод. В процессе организованной образовательной деятельности, так же, как и в процессе образовательной деятельности в ходе режимных моментов реализуются различные виды деятельности: игровая, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры; коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками); познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними); восприятие художественной литературы и фольклора; самообслуживание и элементарный бытовой труд; конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал; изобразительная (рисование); музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребенка. Интеграция разных видов изобразительного искусства и художественной деятельности детей на основе принципа взаимосвязи обобщённых представлений (интеллектуальный компонент) и обобщённых способов действий (операциональный компонент) обеспечивает оптимальные условия для полноценного развития художественно-эстетических способностей детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями. 2.3. Способы и поддержка детской инициативы. создание условий для разнообразной самостоятельной творческой деятельности поощрение – одобрение, похвала, награждение подарком, эмоциональная поддержка, проявление особого доверия, восхищения, повышенного внимания и заботы; наказание – замечание, предупреждение, порицание, индивидуальный разговор, временное ограничение определённых прав или развлечений; образовательная ситуация; игры; соревнования; состязания; выставки детских работ; участие в конкурсах привлечение детей к украшению группы к различным мероприятиям Виды деятельности Тема Знакомство с Календарно тематическое планирование Задачи Материалы, инструменты, оборудование Сентябрь -октябрь Знакомство с иллюстрациями Ю. Сборники русских книжной графикой Веселые картинки (потешки) Васнецова (Сборники русских народных потешек «Радуга-дуга» или «Ладушки».) Вызывание интереса к книжной графике. Рисование ватными палочками и пальчиками Листопад Разноцветные шарики Ягодка за ягодкой Яблоко с червячком Учить рисовать пальчиками и ватными палочками, закреплять знания детей в различии цветов, Воспитывать умение видеть, замечать прекрасное в природе Совершенствовать мелкую моторику рук Лепкаэкспериментирование Тили-тили, тесто (знакомство с пластическими материалами Ознакомление с тестом как художественным материалом, экспериментальное узнавание и «открытие» пластичности как основного свойства теста. Рисование ладошкой Деревья Синичка Праздничная ёлка Лепка модульная Вот какая ёлочка! Лепка из пластилина, соленого теста Снеговик Лепка из соленого или теста Вкусное угощение для Мишки -баранки Ноябрь-декабрь Создание у детей яркого эмоционального отклика на необычный способ создания изображений. Знакомство с возможностью получения образов с помощью отпечатков ладошек. Понимание связи между формой ладошки и очертаниями изображаемого объекта (птички летят). Обеспечение условий для сотворчества по созданию коллективной композиции. Создание образа ёлочки в сотворчестве с воспитателем: раскатывание жгутиков из пластилина зелён-ого цвета и прикрепление к стволу (колбаске). Развитие мелкой моторики. Практическое освоение пластических особенностей пластилина. Раскатывание комочков пластилина (солёного теста) круговыми движениями ладоней для получения снежков в форме шара. Создание коллективной (рельефной) композиции в сотворчестве с воспитателем. Развитие чувства формы, мелкой моторики. Лепка угощений для игрушек. Раскатывание колбасок и замыкание в кольцо Обыгрывание лепных изделий «нанизывание» бубликов – баранок на связку –верёвочку. народных потешек «Сорока-Белобока», «Радуга–дуга», «Ладушки» с иллюстрациями Ю. Васнецова. Гуашь, баночки с водой, ватные палочки, салфетки, лист голубой бумаги Мягкое солёное тесто, клеёнки, бумажные салфетки, книжка с иллюстрацией к русской народной сказке («Гусилебеди) Лист бумаги большого формата белого или светло-голубого цвета, пластиковые ванночки с гуашью, разведенной до консистенции сметаны, салфетки. Мягкий пластилин зеленого и темно-синего цвета, стеки, салфетки, клеенки, картон для фона. Пластилин белого цвета (соленое тесто или снег на улице), картон голубого цвета для фона, мелкие бусины для глаз снеговиков, салфетки. Соленое тесто, веревочка, стеки, салфетки Рисование тампонирование Ёлки в лесу Вьюга Кораблики Рисование Баранки-калачи Лепка Вот какие у нас сосульки! Солнышко Рисование подручным материалом предметное Вот какие у нас сосульки! Солнышко Цветы для мамы Развитие чувства формы, мелкой моторики Учить детей рисовать поролоновым тампоном. Продолжать знакомить с цветом. Развивать умение аккуратно набирать краску; передавать свое настроение в рисунках, развивать эмоциональность, фантазию, воображение. Освоение техники рисования округлых замкнутых форм. Закрепление навыка рисования кистью и красками (правильно держать в руке, вести по ворсу, промывать, набирать краску). Март-апрель Продолжение освоения способа лепки предметов в форме цилиндра, лёгкое сдавливание (заострение) кончиками пальцев. Моделирование сосулек разной длины и толщины. Создание рельефного образа солнце и несколько жгутиков Рисование сосулек красками. Освоение способа рисования вертикальных линий разной длины кисточкой. Развитие чувства формы, цвета, ритма. Создание образа солнца из круга и несколькох лучей Лист голубой бумаги, гуашь зеленого цвета,штампы (Паралон,пенопласт). Квадратные листы бумаги, гуашь желтого цвета, кисти, картонные и кольца, банки в водой, салфетки. У воспитателя квадратный лист с нар. кольцом, связка баранок для показа. Силуэт крыши из гофрокартона, пластилин белого, голубого, синего цвета, стеки, салфетки, клеенки Картон квадратной формы голубого цвета для фона, пластилин жёлтого цвета Листы бумаги голубого и синего цвета, кисти, гуашь белого цвета, баночки с водой, салфетки. Май Рисование методом тычка Цыплята Вот у нас какой салют Подсолнух Расцвели одуванчики Создание образов желтых цыплят, гуляющих по зеленой травке. Создание красивой коллективной композиции в сотворчестве с воспитателем, огней салюта нетрадиционным приёмом Лепка рельефная Вот какой у нас салют! Создание коллективной композиции в сотворчестве с воспитателем. Сочетание приёмов лепки: раскатывание жгутика и шарика, их соединение и включение в общую композицию. Развитие чувства формы, композиции. Воспитание интереса к наблюдению красивых явлений в окружающей жизни и их отражению в изобразительной деятельности. Листы бумаги, баночка с водой, кисти, гуашь, краски жёлтого цвета, салфетки Основа для коллективной композиции лист бумаги большого размера, гуашь 4-5 цветов, кисти Основа для коллективной композиции -картон темно-синего, фиолетового или черного цвета, разноцветный пластилин, стеки, картинка с изображением праздничного салюта (для показа детям). 2.5. Работа с родителями Важнейшим условием обеспечения целостного развития личности ребенка является развитие конструктивного взаимодействия с семьей, создание единого образовательного пространства, в котором все участники образовательного процесса (дети, родители, педагоги) плодотворно взаимодействуют друг с другом. Целью работы с семьями воспитанников является поддержка стремления родителей развивать художественную деятельность детей в детском саду и дома; Задачи: привлекать родителей к активным формам совместной с детьми деятельности способствующим возникновению творческого вдохновения; Основные направления и формы взаимодействия ДОУ с семьями детей 1. Взаимное информирование основанное на взаимодоверии и взаимопонимании: индивидуальные и коллективные беседы, консультации, анкеты, неформальные встречи, опросы, интернет – сайты, фотоальбомы, разнообразные буклеты и др. 2. Совместная деятельность детей, родителей и педагогов ДОУ образовательные проекты,мастер классы, прогулки, экскурсии, совместные занятия, тематические беседы, театральные представления, творческие выставки, и др. 3. Непрерывное образование и самообразование взрослых: консультации, родительские собрания, вебинары, семинары, мастер – классы, обмен опытом, тематические выставки, фотогазеты, выставки творчества и др. 3. Организационный раздел 3.1. Примерный список детских книг с иллюстрациями известных художников Орлова Н. Русские народные сказки «Колобок», «Лисичка со скалочкой»,«Лисичкасестричка и серый волк» Рачев Е. русские народные сказки «Волк и козлята», «Лиса и журавль» Венгерская сказка «Два жадных медвежонка» К.Чуковский «Краденое солнце» Е.Благина «Сорока-белобока» Савченко А. русская народная сказка « Заюшкина избушка», Р. Киплинга, «Сказки в картинках» В. Сутеева, «Кто сказал «мяу?» Федотова М. книги для бесед по картинкам «Где мы были летом?», «Как мы провожали осень?», «Что мы делали зимой?», «Как мы встречали весну» Список литературы 1. Арапова - Пискарёва Н.А. О российских программах дошкольного образования // Дошкольное воспитание. - 2005. - №9. 2. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие - М.: Искусство, 1974. 3. Бетенски Мала. Что ты видишь? Новые методы арт-терапии. - М.: Эксмо-Пресс, 2002. 4. Буров А.И. Эстетическая сущность искусства// Проблемы и споры. - М., 1987. 5. Венгер А.Л. Психологические рисуночные тесты: Иллюстрированное руководст во. М.: Владос-Пресс, 2006. 6. Венгер Л.А., Пилюгина Э.Г., Венгер Н.Б. Воспитание сенсорной культуры ребёнка. М.: Просвещение, 1988. 7. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М.: Просвещение, 1967. 8. Галанов А.С., Коршелова С.Н., Куликова С.Л. Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству. - М.: ТЦ Сфера, 2002. 9. Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников. - М.: ИЦ Академия, 1997. 10. Григорьева Г.Г. Игровые приёмы в обучении дошкольников изобразительной деятельности. - М., 1995. 11. Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. - М.: Академия, 2000. 12. Киселева М.В. Арт-терапия в работе с "детьми: руководство для детских психологов, педагогов, 13. Кожохина С.К. Путешествие в мир искусства (программа развития детей дошкольного и младшего школьного возраста). - М.: ТЦ Сфера, 2005. 14. Комарова Т.С. Детское художественное творчество: Методическое пособие для воспитателей и педагогов. - М.: Мозаика-Синтез, 2005. 15. Лабунская Г.В. Изобразительное творчество детей. - М.: Просвещение, 1965. 16. Лыкова И.А.Парциальная Программа « Цветные ладошки».М.Издательский дом,2019 17. Парамонова Л.А. Детское творческое конструирование. - М.: Карапуз, 1999. 18. Пауэл У.Ф. Цвет и как его использовать: узнайте, что такое цвет... - М.: Апрель: ACT, 2005. 19. Флёрина Е.А. Изобразительное творчество детей дошкольного возраста. - М., 1956. 20. Учебные планы дошкольных образовательных учреждений. Учебное пособие/Сост. И.А. Патронова, О.А. Куликова, Л.Л. Тимофеева. - М.: Педагогическое общество России, 2006.