I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Актуальность парциальной образовательной программы. В последние десятилетия в нашей стране произошло много сложных, противоречивых событий, касающихся общественной жизни. В связи с этим у подрастающего поколения наблюдается падение интереса и уважения к прошлому России. Значимым является высказывание Т.Б. Алексеевой о том, что «сам собой процесс вхождения ребенка в культуру произойти не может», на становление и формирование человека культуры неоспоримо влияет дошкольное образование. На современном этапе приобщение к региональной культуре детей дошкольного возраста является не только велением времени, но и возрождением духовности через знания этнографии, художественного краеведения, литературного и музыкального наследия родного края. Республика Бурятия за свою долгую историю накопила огромный опыт формирования норм, правил поведения, регулирующих совместный труд и жизнь народов, населяющих еѐ, создала своеобразную систему образования, содержание, формы, методы которого закреплены в лучших народных традициях и обычаях, в устном народном творчестве. Приобщение к региональной культуре включает следующие направления: это и любовь к местам, где родился, и гордость за свой народ, и желание сохранять и преумножать богатства своего народа. В связи с этим работа по данному направлению включает решение многих задач по нравственно-патриотическому воспитанию детей: формирование бережного отношения к природе и всему живому; развитие интереса к обычаям и традициям бурятского и русского народов; расширение представления об искусстве, живописи, литературе, архитектуре, музыке родного края; знакомство с государственными символами республики: флагом, гербом, гимном. Важность задач патриотического воспитания трудно переоценить, так как речь идет о таких категориях, как сохранение региональной культуры, восстановление утраченных ценностей, исторической памяти народа, воспитание в подрастающем поколении высоких духовных качеств, чувства своей причастности к родному народу, формирование устойчивого интереса к его истории и культуре, материальным и духовным ценностям. С ранних лет формируются первые представления об окружающем мире, и происходит это, прежде всего через ознакомление с традициями своей социокультурной среды – местными историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями региона и родного города. Очень важно привить детям чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям малой родины. Программа обеспечивает учёт специфики образовательной деятельности – реализация программы проходит на основе знакомых детям объектов малой родины и на основе тех объектов, с которыми есть возможность познакомиться в реальных условиях. Дети дошкольного возраста проявляют интерес к истории своего родного города, любят совершать прогулки по городу, посещать краеведческий музей, драматический театр. Чтобы поддержать этот интерес и удовлетворить запросы родителей, образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» программы «Детство» была дополнена и расширена задачами программы «Бурятия наш край родной». Программа приведена в соответствие с ФГОС (Приказ Министерства образования и науки РФ (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» и основывается на идеях примерной общеобразовательной программы «Детство» (Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. – СПб.: ООО «Издательство «Детство- Пресс», Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2014. – 321 с.). Дошкольный возраст – важнейший период становления личности, в течение которого формируются предпосылки гражданских качеств, представления о человеке, обществе, культуре. Среди направлений образовательной программы нашего дошкольного учреждения (физическое, познавательное, речевое, социальнокоммуникативное, художественно- эстетическое развитие) важное место занимает региональный компонент. Время в сегодняшнем мире постоянно наращивает свой темп. Мир вокруг меняется с невероятной быстротой, но то, что связано в нем со стабильностью, с привычным укладом жизни, называется традицией. Важно с дошкольного детства формировать в детях духовно-нравственные качества, воспитывать хранителя культурного наследия, хранителя традиций и обрядов, подчиняясь великому закону взаимодействия и взаимопроникновения культур. Сохранение и возрождение культурного наследия начинается со своего края и играет важную роль в воспитании подрастающего поколения. Региональная культура становится для ребенка первым шагом в освоении богатств мировой культуры, присвоении общечеловеческих ценностей, формировании собственной личностной культуры. В Законе «Об образовании» Республики Бурятия четко определена необходимость обеспечения гуманистического, развивающего, народнонационального характера образования, связь воспитания и обучения с жизнью и национальными культурными традициями. В статье 29 «Конвенции о правах ребенка» определено что «Образование должно быть направлено на воспитание уважения к родителям ребенка, его культурной самобытности, языку, к национальным ценностям страны, в которой ребенок проживает». Для погружения ребенка в истоки региональной культуры, включения его в углубленное человекознание, для пробуждения в нем потребности в познании окружающих условий, общего для всех жизненного пространства, для интегрированного усвоения местных историко-культурных и климатических особенностей, конкретных традиций, национальных, географических, и региональнокультурных особенностей своей социальной среды, нами была разработана программа «Бурятия-моя малая Родина». Эта программа направлена на изучение родной природы, культурного наследия — памятники архитектуры, искусства, декоративно-прикладного искусства, художественно - ремесленные традиции, язык, обряды, фольклор, народные игры, что поможет детям ощутить и сознать свою принадлежность к своей малой Родине, к своему дому, воспринимая всю полноту ближайшего окружения, усваивая при этом общечеловеческие и национальные ценности в духовном, материальном и морально-эстетическом плане. Цель программы: приобщение детей к материальной и духовной культуре русского и бурятского народов. Задачи: 1. Познакомить с историей родного края; 2. Развивать нравственные основы в детях; 3. Воспитывать любовь и уважение к своему родному краю, традициям, обычаям, к родному дому. В основу реализации регионального компонента положены следующие принципы: Принцип развивающего обучения. Правильно организованное обучение «ведет» за собой развитие. (Л. С. Выготский). Принцип взаимодействия с социальными институтами. Реализуется в сотрудничестве с семьёй, детской библиотекой, краеведческим музеем и т. п.; ознакомление с родным краем стало стержнем, вокруг которого интегрируются все виды детской деятельности. Принцип личностно- ориентированного общения. Партнерство, соучастие и взаимодействие — приоритетные формы общения педагога с детьми. Принцип тематического планирования материала предполагает подачу изучаемого материала по тематическим блокам или направлениям. Принцип наглядности — широкое представление соответствующей изучаемому материалу наглядности: иллюстрации, слайды, фотографии родных пейзажей, памятников, достопримечательностей и т. д. ; Принцип последовательности предполагает планирование изучаемого познавательного материала последовательно (от простого к сложному) ; Принцип занимательности - изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным для детей, этот принцип формирует у детей желание выполнять предлагаемые виды непосредственно образовательной деятельности, стремиться к достижению результата. Реализация регионального компонента осуществляется в рамках: • непосредственно-образовательной деятельности; • проектной деятельности; • организации взаимодействия всех специалистов ДОУ; • организации взаимодействия с родителями воспитанников; • организации взаимодействия с социумом; • организации конкурсов, выставок; • организации праздников и досугов. Задачи регионального компонента интегрируются и решаются через образовательные области: «Физическое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Художественное творчество», «Речевое развитие». Содержание направлений с учетом национально-регионального компонента (НРК): Физическое развитие. Необходимыми условиями в физическом развитии детей с учетом региональных климатических и сезонных особенностей являются: - создание условий в дошкольном образовательном учреждении; - развитие потребности в двигательной активности детей при помощи подвижных народных (бурятских, русских, украинских, белорусских), спортивных игр, физических упражнений, соответствующих их возрастным особенностям; - осуществление комплекса профилактических и оздоровительных работ с учетом специфики ДОУ; - совершенствование физического развития детей через национальные праздники, народные игры. Социально-коммуникативное развитие. Использование национального регионального компонента в направлении, социально личностного развития ребенка включает: - развитие игровой деятельности, в которой отражается окружающая действительность РБ, мир взрослых людей, формирование представлений о труде, профессиях взрослых, работающих на предприятиях города, детей других национальностей народов Бурятии, родной природы, общественной жизни. - обеспечение безопасности детей дошкольного возраста на улицах и дорогах родного города. Познавательное развитие. Основными задачами в познавательно-речевом развитии детей с учетом национально – регионального компонента являются: - воспитание познавательного интереса и чувств восхищения результатами культурного творчества представителей разных народов, проживающих в республике Бурятия. - формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей, культуры познания и интеллектуальной активности, широко использовать возможности народной и музейной педагогики. Речевое развитие. - ознакомление детей с художественной литературой разных жанров; - проявление интереса к произведениям бурятского, русского и других народов, проживающих в РБ, устного народного творчества: сказкам, преданиям, легендам, пословицам, поговоркам, загадкам; - в перспективе обучение детей двум государственным языкам (русскому и бурятскому) в равных объемах. Художественно-эстетическое развитие. Художественно-эстетическое развитие дошкольников средствами музыкального, декоративно-прикладного, литературного искусства включает в себя: создание условий для проявления детьми своих способностей в музыке, живописи, танцах, театре и литературе; - развитие продуктивной деятельности через приобщение детей к изобразительному, декоративно-прикладному искусству народов, проживающих в республике. Комплексный подход, проведение интересных нетрадиционных форм работы с детьми: народные праздники, исполнение народных песен, игра на музыкальных инструментах, спортивные состязания, знакомство с декоративно-прикладным и изобразительным искусством, являются первой ступенькой к приобщению детей к культуре бурятского и русского народа, к овладению бурятским языком и повышению интереса у детей к истории своего народа. Организация воспитательно-образовательного процесса средствами народной педагогики в ЧДОУ. Блок 1. Игры. В педагогической науке народные игры рассматриваются как важнейшее средство всестороннего развития ребёнка. Глубокий смысл народных игр в их полноценной роли в физической и духовной жизни, которая существует в истории и культуре каждого народа. Различные по содержанию игры позволяют проследить разнообразие подходов к поиску путей гармоничного развития детей. От содержательности игр зависит успех передачи культуры, быта, традиций того или иного народа. Для народных подвижных игр характерно нравственно-ценностное содержание. Кроме того, проведение подвижных игр сопряжено с большим эмоциональным подъёмом, радостью, весельем, ощущением свободы. Блок 2. Чтение художественной литературы. Приобщение к творчеству народных поэтов и писателей начинается в дошкольном возрасте, когда закладываются основы личности. Рассказы и стихи обращаются одновременно к чувствам, воображению и мыслям ребёнка, помогая ему освоить нравственный опыт народа. Знакомство с художественной литературой бурятских поэтов и писателей (Ц.-Д. Дондокова, Г.Чимитов, Э.Дугаров, Д. Жалсараев и др.) воспитывает любознательность и интерес к жизни и творчеству поэтов и писателей, к истории своей «малой родины». Блок 3. Народное творчество. В процессе ознакомления с народным искусством очень важно научить детей понимать и чувствовать художественные образы, помочь усвоить первые эстетические представления и отношения, приобрести элементарные прикладные навыки традиционного художественного творчества. В процессе деятельности (декоративная роспись, аппликация, работа с подручным материалом и т.д.), дети овладевают элементарными методами и приёмами данного искусства, совершенствуются визуальные, тактильные виды восприятия, развивается крупная и мелкая моторика руки, координация движений, самоконтроль, самоорганизация и элементарные практические навыки. Блок 4. «Уголок Бурятии – отчий дом». Это направление предусматривает получение детьми краеведческих сведений о родном городе Улан-Удэ. Знакомство дошкольников с гербом, флагом Бурятии дети получают сведения о цветах герба и флага, о значении изображаемых на них символов. Знакомство с историей возникновения и развития города, с особенностями быта и семейного уклада предков). Дети посещают достопримечательные места в городе, знакомятся с памятниками культуры, архитектуры на основе слайдов и фотографий. Большое значение имеет взаимодействие с социумом, где на основе экспонатов, выставок ведется ознакомительная работа с родным краем. Дети знакомятся с названием улиц, названных в честь знаменитых земляков. Используются слайды и фотографии о солдатах-земляках героически воевавших в годы ВОВ и Афганистане. Блок 5. «Историческое, литературное и художественное наследие». Дети узнают о том, что слова гимна Бурятии написаны нашим земляком Д.З.Жалсараевым. Блок интересен тем, что знакомит детей с археологическими памятниками бурятской земли, с литературными произведениями детских писателей и поэтов бурятской земли, воспитывает уважение к героям –соотечественникам. Организуются экскурсии в краеведческий уголок ДОУ и музей старины ДОУ. Блок 6. «Люблю тебя, мой край родной». В этом блоке дети знакомятся с природно-экологическим своеобразием края, где рассматривается флора и фауна республики, экологические проблемы и природные богатства, дошкольники получают сведения о географических и климатических особенностях своей местности, где подробно рассматривается степная зона с распространенными и редкими растениями, лекарственными травами, животным миром. Воспитывается умение эстетически воспринимать красоту окружающего мира, относиться к природе поэтически, эмоционально, бережно. Формируется желание больше узнать о родной природе, стать ее защитником. Приоритетными формами в реализации данного направления являются: беседы, экскурсии, акции, целевые прогулки, изготовление гербария, труд в природе, наблюдения, эксперименты и опыты, связанные с объектами природы. Возраст детей, на которых рассчитана программа. Программа «Мы живем в Бурятии» ориентирована на детей 3-7 лет. Важнейшим условием формирования ценностных ориентиров у дошкольников является осознанное отношение, переживание и оценка объектов окружающей действительности. Современные дети мало знают о родном крае, особенностях народных традиций. Стало необходимым донести до сознания воспитанников: как можно пробудить в растущем человеке любовь к малой Родине; воспитывать любовь и уважение к родному городу, к детскому саду, к образам, воспитывающим мужество, смелость, героизм, чувство гордости за свой город и желание сохранять и приумножать богатство своего города. Историческое своеобразие малой Родины оказывает воздействие на детей, формируя и совершенствуя общие умственные способности. Дошкольный возрастпериод активного познания мира и человеческих отношений. Возрастные особенности детей дошкольного возраста таковы: Ребенок проявляет интерес к малой родине, использует местоимение «мой» по отношению к городу. Хорошо ориентируется не только в ближайшем к детскому саду и дому микрорайоне, но и в центральных улицах родного города. Знает и стремится выполнять правила поведения в городе. Ребенок проявляет любознательность по отношению к родному городу, его истории, необычным памятникам, зданиям. С удовольствием включается в проектную деятельность, детское коллекционирование, создание мини-музеев, связанных с познанием малой родины. Ребенок проявляет инициативу в социально значимых делах: участвует в социально значимых событиях, переживает эмоции, связанные с событиями военных лет и подвигами горожан, стремится выразить позитивное отношение к пожилым жителям города. Отражает свои впечатления о малой родине в предпочитаемой деятельности: рассказывает, изображает, воплощает образы в играх, разворачивает сюжет и т. д. С удовольствием отражает впечатления о городе в деятельности. Стремится к проявлению инициативы в социально-значимых делах, связанных с жизнью родного города. Планируемые результаты освоения детьми парциальной образовательной программы Формы подведения итогов Наблюдение процесса формирования у детей дошкольного возраста уважительного отношения к малой родине (родному городу) и чувства принадлежности к ней, заполнение Карты наблюдения. Проведение выставки детского творчества. Создание фотовыставки «Достопримечательности Улан-Удэ». Праздничное мероприятие, посвященное культурным традициям Бурятии. II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ 2.1. Проектирование образовательной работы по программе Средняя группа Формы работы: Режимные моменты Совместная деятельность педагога с детьми Самостоятельная деятельность детей Совместная деятельность с семьей Формы организации детей Индивидуальные Подгрупповые Групповые Сентябрь Игра – драматизация «Петушок и его семья» Инсценировка «Ушки - неслушки» Беседа « Наша дружная семья» Дид/игра «В гостях у куклы Антоши» Сюжетно – ролевая игра «Семья» Чтение рассказа В. Драгунского «Сестра моя Ксения» Изготовление альбома « Где мы отдыхали летом» Фотоколлаж «Моя семья» Октябрь Чтение стихов о детском саде Беседа «Мой воспитатель», Творческая игра «Знакомство с трудом работников д \с» Игра «Что такое хорошо и что такое плохо?» Рисование « Моя любимая игрушка» Конструирование «Лесенка для Матрешек» Трудовой десант « Чистота – залог здоровья» (помощь в уборке листьев на территории д \с) Вечер подвижных игр. Ноябрь Беседа «Почему я люблю свой дом» Дид \игра «Где чей дом?» Игра «Какие дома на нашей улице» Инсценировка по сказке «Зимовье зверей» Конструирование «Наша улица» Сюжетно – ролевые игры «Поликлиника», «Аптека», «Магазин» Совместная прогулка с родителями по улицам города Изготовление фотовыставки « Мой дом – моя крепость» Декабрь Беседа об изменениях в природе Дид \игра «Зимушка – зима» Загадки о зиме Чтение стихов о зиме и зимних явлениях Аппликация «Нарядим елочку» Х/Т «Шарики на елку» Конкурс «Лучшая новогодняя игрушка» Выставка поделок к Новому году Январь Прослушивание песен о родном городе Словесная игра «Закончи фразу» Игра – путешествие «Мой город» Показ видеоролика о городе Рассматривание альбома «Памятные места Улан-Удэ» Конструирование «Двухэтажные дома» Экскурсия по городу на автобусе совместно с родителями Февраль Беседа « Наша Армия» Рассматривание иллюстраций о военных профессиях Рассказ о защитниках Отечества Игра – соревнование «Сильные и ловкие» Изготовление подарков для пап и дедушек Конструирование военной техники Спортивное развлечение «Вместе с папой» Март Пение песен о маме, чтение стихов Драматизация сказки «Волк и семеро козлят» Беседа « Моя мама самая…» Чтение рассказа «Бабушкины руки» Изготовление подарков маме и бабушке Х/Т (лепка из пластилина) «Букет для мамы» Семейные посиделки «Вместе с мамой» Конкурс «Шляпное агенство» Апрель Дид/игра « Не поделили игрушку» Беседа «Я берегу игрушки и одежду», Игра – беседа «Каждой вещи свое место» Подвижные игры «Медведь и пчелы», «Заяц – месяц» Сюжетно – ролевая игра «День рождения Мишутки» Ситуация «Можно ли свою игрушку приносить в детский сад?», Консультация для родителей «Наши правила» Май Слушание песен о ВОВ Чтение книг на военную тематику Л. Кассиля, С. Михалкова, С. Я. Маршака «Рассказ о Дне Победы» Игра – забава «Попади в цель» Изготовление подарков ветеранам Игра «Сильные и ловкие» Совместная поездка с родителями к вечному огню Старшая группа Формы работы: Режимные моменты Совместная деятельность педагога с детьми Самостоятельная деятельность детей Совместная деятельность с семьей Формы организации детей Индивидуальные Подгрупповые Групповые Сентябрь Дид/игра « Кто, где живет» (животные родного края) Беседа «Кто как к зиме готовится в лесу?» Рассматривание иллюстраций растений и насекомых Чтение рассказа К.Д. Ушинского «Четыре желания» Подкармливание птиц на территории детского сада Экспериментальная деятельность «Помощница вода» Изготовление альбома (гербария) «Природа нашего края» Экскурсия в осенний парк Октябрь Чтение легенды о Байкале. Дид/игра «Опиши – мы угадаем» (по памятникам города) Беседа «Чем дорог нам город?» Рассматривание книги« «Кинельская чаша» Изготовление панно из природного материала « Наш герб» Сюжетно – ролевая игра « Мы – гиды» (по слайдам) Экскурсия по памятным местам города Проект «Достопримечательности города» Ноябрь Чтение стихотворений В. Левановского Дид/игра «Доскажи словечко» (по стихам в. Левановского) Рисование иллюстраций к стихам В. Левановского Конкурс на лучшего чтеца по стихам В. Левановского Декабрь Рассказ воспитателя о возникновении отдельных зданий города Составление рассказа « Чем мне нравится это здание?» Дид/игра «Заколдованный город» Конструирование центральной площади города Аппликация обрывная « Мой дом» Создание альбома рисунков «Улан-Удэ город будущего» Январь Рассматривание репродукций картин местных художников Настольная игра «Собери картину» (разрезные иллюстрации) Слушание муз. произведения Н. Бежиной «Улан-Удэ» Викторина « Что я знаю о своем городе?» Конструирование центральной площади Ленина г. Улан-Удэ. Сюжетно – ролевая игра «Картинная галерея» Выставка детских рисунков «Я люблю Улан-Удэ» Посещение выставочного зала Февраль Чтение стихотворения А. Твардовского «Рассказ танкиста» Рассматривание картины «Богатыри» В. Васнецова Беседа « Наши папы лучше всех» Просмотр слайдов «Защитники Родины» Изготовление поделки «Самолет» в подарок папам и дедушкам Сюжетно-ролевая игра «Мы солдаты» Проект «Наши защитники» (сочинение о папах или дедушках + фото) Спортивное развлечение «А ну-ка, мальчики!» Март Составление рассказа «Моя мама» Рассматривание русских костюмов и деталей женской одежды Этюд «Назови ласково» Игра – драматизация «Найди свою маму» Коллективное панно «Букет для мам» (флористика) Рисование «Портрет мамы» Выставка детских рисунков «Мамин портрет» Конкурс «Шляпное агентство» Апрель Рассказ воспитателя о знаменитых спортсменах Бурятии. Рассматривание альбома «Мы ими гордимся» (знаменитые и почетные люди города) Дид/игра «Опиши – мы угадаем» Вечер подвижных игр Посещение ФСК вместе с родителями. Составление альбома «Наши знаменитые спортсмены» Май Встреча с фронтовиком Чтение рассказов о ВОВ Беседа о подвигах солдат во время Великой Отечественной войны Слушание песен о ВОВ Рисование «Этот день Победы» Высаживание цветов на аллею детского сада Оформление альбома «Скажем «нет» войне» Экскурсия к Вечному огню Подготовительная группа Формы работы: Режимные моменты Совместная деятельность педагога с детьми Самостоятельная деятельность детей Совместная деятельность с семьей Формы организации детей Индивидуальные Подгрупповые Групповые Сентябрь Дид/игра «Кто, где живет» (животные родного края) Беседа «Кто как к зиме готовится в лесу?» Драматизация сказки «Лиса и заяц» Рассматривание иллюстраций растений и насекомых Чтение рассказа К. Д. Ушинского «Четыре желания» Подкармливание птиц на территории детского сада Экспериментальная деятельность «Помощница вода» Изготовление альбома (гербария) «Природа нашего края» Экскурсия в осенний парк Октябрь Чтение легенды о озере Байкал. Дид/игра «Опиши – мы угадаем» (по памятникам города) Беседа «Чем дорог нам город?» Рассматривание книги« «Жемчужина Сибири-озеро Байкал.» Изготовление панно из природного материала «Наш герб» Сюжетно – ролевая игра «Мы – гиды» (по слайдам) Экскурсия по памятным местам города Проект «Достопримечательности города» Ноябрь Чтение стихотворений В. Левановского Беседа «О чем пишут поэты?» Дид/игра «Доскажи словечко» (по стихам в. Левановского) Чтение сказки С.Т. Аксакова «Аленький цветочек» Рисование иллюстраций к стихам В. Левановского Конкурс детских рисунков по сказке «Аленький цветочек» Конкурс на лучшего чтеца по стихам В. Левановского Совместная поездка с родителями в музей истории города Улан-Удэ. Декабрь Рассказ воспитателя о возникновении отдельных зданий города Игровое задание «О чем говорят названия» Составление рассказа «Чем мне нравится это здание?» Дид/игра «Заколдованный город» Дид/игра «Догадайся по описанию» Конструирование центральной площади города Аппликация обрывная «Мой дом» Изготовление макета одной из улиц города Создание альбома рисунков «Улан-Удэ город будущего» Составление рассказа совместно с родителями «Чем мне нравится это здание?» Январь Рассматривание репродукций картин местных художников Настольная игра «Собери картину» (разрезные иллюстрации) Дид/игра «Знатоки города» Слушание муз. произведения Н. Бежиной «Мой Улан-Удэ» Викторина « Что я знаю о своем городе?» Конструирование центральной площади г. Улан-Удэ Сюжетно – ролевая игра «Картинная галерея» Изготовление панно из природного материала «Наш герб» Выставка детских рисунков «Мой любимый Улан-Удэ» Посещение выставочного зала Папка – передвижка «Любимый город» Февраль Чтение стихотворения А. Твардовского «Рассказ танкиста» Рассматривание картины «Богатыри» В. Васнецова Беседа «Наши папы лучше всех» Просмотр слайдов «Защитники Родины» Изготовление поделки «Самолет» в подарок папам и дедушкам Сюжетно-ролевая игра «Мы солдаты» Военно-спортивная игра «Будущие защитники» Проект «Наши защитники» (сочинение о папах или дедушках + фото) Спортивное развлечение «А ну-ка, мальчики!» Март Составление рассказа «Моя мама» Рассматривание русских костюмов и деталей женской одежды Этюд «Назови ласково» Игра – драматизация «Найди свою маму» Коллективное панно «Букет для мам» (флористика) Рисование «Портрет мамы» Выставка детских рисунков «Мамин портрет» Конкурс «Шляпное агентство» Проект «История национальных костюмов семейских и бурят » Апрель Рассказ воспитателя о знаменитых людях Бурятии. Рассматривание альбома «Мы ими гордимся» (знаменитые и почетные люди города) Дид/игра «Опиши – мы угадаем» Ситуация «Кем я хочу быть?» Чтение стихотворения В. Маяковского «Кем быть?» Вечер подвижных игр Эстафеты дружбы Общение «Кто работает в городе?» Посещение ФСК вместе с родителями Составление альбома «Наши знаменитые спортсмены» Май Встреча с фронтовиком (прадедушкой одного из воспитанников) Чтение рассказов о ВОВ Слушание песен о Великой Победе Беседа о подвигах солдат во время Великой Отечественной войны Слушание песен о ВОВ Рисование «Этот день Победы» Х/Т (рисование) «Этот день Победы» Высаживание цветов на аллею детского сада Оформление альбома «Скажем «нет» войне» Экскурсия к Вечному огню III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ 3.1. Кадровое обеспечение парциальной образовательной программы Воспитатель организует образовательную деятельность в группе, экскурсии, организует предметно пространственную среду в группе, формирует фонд методических, наглядно-иллюстративных материалов. Осуществляет работу с родителями. Музыкальный руководитель помогает в подборке музыкального сопровождения. Разучивает с детьми песни и танцы, усиливающие эмоциональное восприятие культуры родного края. 3.2. Материально-техническое обеспечение парциальной образовательной программы Для реализации данной программы в ДОУ созданы следующие условия: оснащение предметно-развивающей среды уголками патриотического воспитания, фотовыставками «Байкал – Жемчужина Сибири», «Наш город – нам дорог»; применение в образовательном процессе наглядно-демонстрационного и раздаточного материала; использование мультимедийного оборудования с подбором видеотеки о Бурятии и г.Улан-Удэ; разработка экскурсионных маршрутов. 3.3. Научно-методическое обеспечение парциальной образовательной программы Перечень программ и технологий 1. Вишневская В.Н. Программа духовно – патриотического воспитания детей 5- 7 лет «Свет Руси»: пособие по реализации программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001 – 2005 годы».- М.:АРКТИ, 2004. 2. Программа «Детство» (под редакцией Т. И. Бабаевой, З. А, Михайловой, А. Г. Гогоридзе. Спб.: ООО « Издательство « Детство – пресс», 2011. – 528 с.). Перечень пособий 3. Алешина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников. – М.: Изд-во ЦГЛ, 2005. 4. Алябьева Е.А. Тематические дни в детском саду. – М.: ТЦ Сфера, 2010.: 5. Петухова А.А. Тематические дни в детском саду. – Волгоград Учитель, 2011. 6. Сборник народных игр. – М.: детская литература, 1980 3.4. Время и сроки реализации парциальной образовательной программы Программа рассчитана на три года работы с детьми со средней по подготовительную группу (27 недель в год): средняя группа: занятия проводятся 1 раз в неделю во вторую половину дня по 20 минут. Недельная нагрузка по программе составляет 20 минут. Общая нагрузка по программе – 540 минут. старшая группа: занятия проводятся 2 раза в неделю во вторую половину дня по 25 минут. Недельная нагрузка по программе составляет 50 минут. Общая нагрузка по программе – 1350 минут. подготовительная группа: занятия проводятся 2 раза в неделю во вторую половину дня по 30 минут. Недельная нагрузка по программе составляет 60 минут. Общая нагрузка по программе – 1560 минут. Данные формы НОД реализуются также в режимных моментах: совместная деятельность педагога и детей, самостоятельная деятельность детей, совместная деятельность с семьей. Формами организации жизнедеятельности детей по реализации и освоению содержания программы являются беседы, дидактические игры, сюжетно- ролевые игры, видео-путешествия, экскурсии, походы, развлечения и т.д. Данная деятельность соответствует требованиям СанПиН. 3.5. Организация развивающей предметно-пространственной среды Для реализации программы в ЧДОУ созданы уголки, где представлены: куклы в бурятских национальных костюмах; альбом «Мы путешествуем по городу Улан-Удэ»; для детского творчества подготовлена глина, бумага(копировальная, картон, цветная и др.); государственная символика (герб, флаг Бурятии); оформлены альбомы «Достопримечательности города Улан-Удэ», «Моя семья»; подобраны сказки, песни на основе фольклора, изделия декоративно-прикладного искусства; подобраны игры народов, проживающих в данной местности; художественная литература и произведения местных авторов; дидактические игры «Где это растет?», «Загадки природы», «На сказочных тропинках» (пазлы), «Веселое домино», «Где это находится»; для двигательной активности детей составлены картотеки подвижных игр разных национальностей. 3.6. Формы образовательной деятельности детей Формы работы Режимные моменты Совместная деятельность педагога с детьми Самостоятельная деятельность детей Совместная деятельность с семьей Формы организации детей Индивидуальные Подгрупповые Групповые Дидактические игры Продуктивная деятельность Проблемные ситуации Игровые упражнения Рассматривание произведений искусства, репродукций Создание коллекций Игры Ситуативные разговоры Проектная деятельность Рассматривание альбомов, книг, фотографий Прогулки Создание семейных альбомов ЛИТЕРАТУРА 1. Борцова Л.В., Неволина Н.Н. Ребенок входит в мир социальных отношений: практическое пособие. Часть 1 / Л.В.Борцова, Н.Н.Неволина, Е.Г. Молчанова и др.; под общ. ред. Л.В. Борцовой, Н.Н. Неволиной. – Омск : БОУДПО «ИРООО», 2009. – 120 с. 2. Гризик Т.И. Познаю мир: методические рекомендации для воспитателей, работающих по программе «Радуга», / Т.И.Гризик.-5 е изд. М.: Просвещение, 2009. 160с. 3. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. – СПб.: ООО «Издательство «ДетствоПресс», Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2014. – 321 с. 4. Доронова Т.Н. Девочки и мальчики 3-4 лет в семье и детском саду: Пособие для дошкольных образовательных учреждений.- М: Линка-Пресс, 2009.-224 с. 5. Доронова Т.Н., Ерофеева Т.И., Короткова Н.А., Рунова М.А. Материалы и оборудование для детского сада: Пособие для воспитателей и заведующих / Под ред. Т.Н. Дороновой и Н.А. Коротковой. М., ЗАО «Элти-Кудиц», 2003. 6. Дошкольник 4-5 лет. Как работать по программе «Детство». - СПб.: ДЕТСТВОПРЕСС, 2010. 7. Дошкольник 5-7 лет в детском саду. Как работать по программе «Детство». СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010. 8. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников/О.В. Дыбина (отв. ред.).- М. :ТЦ «Сфера, 2005.- 192 с.» (Серия «Вместе с детьми»). 9. Младший дошкольник в детском саду. Как работать по программе «Детство». СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010. 10. Патриотическое воспитание в сельских дошкольных образовательных учреждениях и в семье: методическое пособие для воспитателей и методистов детских дошкольных образовательных учреждений./составитель и ответственный редактор Н.М. Белянкова. – Арзамас: АГПИ, 2004. -203 с. 11. Патриотическое воспитание дошкольников средствами краеведо – туристской деятельности: пособие для реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001 -2005 годы»/ Под ред. А.А.Остапца, Г.Б.Абросимовой, М.Е.Трубачевой. -2-е изд., испр, и доп. – М.: АРКТИ, 2004. -176 с. (Развитие и воспитание дошкольника). 12. Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего возраста: Методическое пособие.-СПб.; ДЕТСТВО- ПРЕСС,2008.-128с. 13. Фесюкова Л.Б. 300 развивающих игр для детей 4-7 лет.-Х.: ЧП «АН ГРО Расписание непосредственно-образовательной деятельности Формы работы Беседа Ситуативный разговор Дид/игра Сюжетно – ролевая игра Продуктивная деятельность Прогулка Чтение художественной литературы Формы организации детей Групп. Подгр. Инд. Примерный объем (в неделю) 25 мин. Самостоятельная деятельность детей Во всех видах самостоятельной детской деятельности Подгр. Инд. 15 мин. Совместная деятельность с родителями Праздники Акции Досуги Развлечения Концерты Походы Экскурсии Проекты Групп. Подгр. Инд. Совместная деятельность с детьми Беседа Ситуативный разговор Дид/игра Сюжетно – ролевая игра Продуктивная деятельность Прогулка Экскурсия Чтение художественной литературы Инд.Подгр. Групп.